Западная триумфальная арка
БЕСПЛАТНО
Выберите количество персон, которые планируют посетить данный объект, а затем добавьте объект в Ваш туристический маршрут, нажав соответствующую кнопку ниже:
Арка на юго-западе Новочеркасска – это памятник классицизма. Чтобы полностью погрузиться в особенности исторического объекта, правильно рассматривать западный монумент вместе с триумфальными воротами на севере города. Торжественные арки Новочеркасска построены более двух веков назад. Сейчас они относятся к объектам культурного наследия народов РФ.
Западная триумфальная арка Новочеркасска – Информация
Невозможно приехать в Новочеркасск и не увидеть торжественную арку. Выразительные очертания и эмоциональная передача силы поражают с первого взгляда. Мощный дорический ордер развивает памятный посыл победы. Двенадцать колон, крылатые скульптуры с двух сторон арочного пролёта и бронзовые атрибуты казачьей амуниции являются отличительными чертами монумента в Новочеркасске.
Многочисленные источники утверждают, что Триумфальные врата возводились в честь Александра Первого. Однако известно, что именно победа над Наполеоном стала причиной визита императора в Новочеркасск. Можно сделать вывод, что Триумфальные арки – это памятник казачьей доблести и побед.
Проект знаменитых ворот появился в 1814–1817 годах, когда жители Новочеркасска ждали визита Александра Первого. Ключевую роль в зарождении архитектурного произведения искусства сыграл Матвей Иванович Платонов. Атаман Донского казачьего войска принял решение о постройке в Новочеркасске двух триумфальных арок. Его инициативу хорошо приняло общество, и началась подготовка к строительным работам.
Таблица 1 – «Информация о Триумфальной арке Новочеркасска»
Страна | Россия |
Область | Ростовская |
Город | Новочеркасск |
Дата возведения | 1817 год |
Высота объекта | 12 метров |
Архитектор | По википедии – Луиджи Руска По последнему исследованию – Василий Куликов |
Архитектурный жанр | Русский классицизм |
Статус | Объекты культурного наследия |
Триумфальные ворота – это символ торжества подвига и радости победы. Когда европейская история преодолела этап средневековья, символика приобрела ещё один смысл. Ворота стали напоминанием для жителей Новочеркасска, что их связь с духовными ценностями прошлого нерушима.
Западная триумфальная арка Новочеркасска – Описание
Обе арки выполнены в стиле позднего классицизма. Главный материал – пиленый известняк. Из него сделаны кирпичи, камни и облицовочные детали. В пилоне вырезан арочный проём, который украшен филенчатым поясом. Декоративный элемент придаёт обрамление. По форме украшение напоминает прямоугольник. Филёнка часто применятся, чтобы разделить поля стены на отдельные участки, по аналогии с цветной облицовкой и стенной росписью. Внутреннее пространство обычно заполняется орнаментами.
Верхняя часть сооружения носит название антаблемент. Так правильно называть только перекрытия горизонтального типа. Архитектурный ордер ворот Новочеркасска делится на три главные части:
- архитрав (нижняя часть антаблемента). Покрытие называется архитравным, если оно выполняет роль перемычки, перекрывающей расстояние между опорами или проёмами. Горизонтальная панель опирается на ряд опор, чтобы поддерживать верхнюю часть постройки. Есть многорядные и монолитные архитравы, где несколько блоков лежат друг за другом. Антаблемент без архитрава называют облегченным;
- фриз (средняя часть антаблемента). Архитектурный ордер располагается между архитравом и карнизом. Для упрощения понимания лучше отвлечься от строгих понятий классической архитектуры. Обычно фриз – это декоративная композиция, сравнимая с горизонтальной полосой или лентой. Иногда украшение выполнено в виде росписи. Главная задача декоративного рельефа – это обрамление какой-либо части архитектурного сооружения. У фриза есть более широкое значение в области искусства, термином обозначают любой значительно удлинённый формат объекта;
- карниз (верхняя часть антаблемента). Слово произошло от словосочетания «загнутая рамка». Карнизом называют венчающую часть антаблемента. Он легко отличим, потому что выступает немного вперёд и нависает над сооружением. Если говорить о практической пользе, то ордерный карниз защищает от дождя, а в южных странах от попадания солнца. На памятнике в Новочеркасске играет исключительно декоративную роль. Конструкция опирается на выносную плиту. Основа специально укрепляется прямоугольными выступами – мутулами.
Объём ворот завершает декоративная стенка-аттик. Она находится над карнизом и обладает собственным цоколем. Изначально надстройка служила местом для надписей. Римляне в своих арках использовали фразы в честь покорения одноимённой области Греции, отчего и пошло такое название. Аттики дополняются рельефами, скульптурами.
Несомую часть поддерживают двенадцать колонн. На каждой есть небольшой выступ и каменный шар. Сама колонна делится на три части:
- база. Термином обозначается подножие колонны. База опирается на плиту цоколя. У основания есть свои ордерные части. Среди них плинты, валы и выкружка;
- фуст. Ствол колонны расположен между базой и капителью. Профиль стержня сужен к вершине колонны. На триумфальных воротах Новочеркасска фуст гладкий. Иногда архитекторы вырезают в нём вертикальные желобки;
- капитель. Венец колоны обеспечивает пластичный зрительный переход к горизонтальной плоскости антаблемента. Архитектурный приём используется во многих стилях и берёт начало из Древнего Египта. В современной архитектуре капителью называют деталь каркаса, которая предназначена для восприятия перекрытия и снижения риска обрушения конструкции.
Эмоциональное воздействие триумфальных арок Новочеркасска усиливается за счёт удачного расположения. Западные ворота открывают вид на бугристые холмы Аксайского района. Северный памятник находится рядом с речным заливом.
Загадочные крылатые скульптуры – это два Гения, символизирующие чествование победителей. На их головах венки из лаврового листа. Их образ берёт начало со времён Древнего Рима и Древней Греции. Сверху памятника расположились атрибуты доблести. Мастера искусно вырезали из дерева кольчугу, знамёна, сабли, ядра, пушки, щиты и собрали всё в гармоничную композицию.
Западная триумфальная арка Новочеркасска – История
В город Новочеркасск едет Александр Первый – эта новость послужила началом зарождения архитектурного произведения искусства. Чтобы удивить императора, решили построить триумфальную арку на въезде в город. Проект рассмотрен и принят Матвеем Ивановичем Платоновым. Этот человек являлся ветераном Отечественной войны, он же занимал должность Атамана Донского казачьего войска. Инициатива строительства получила одобрение, и началась подготовка к строительным работам.
М.И. Платов вернулся из заграничных походов в 1814–1815 годах. Он прославился на всю Европу. За свою службу Платов получил титул Войскового Атамана за то, что воевал против французского императора Наполеона. Графа и кавалера орденов казаки с почётом встретили на Родине. Не равнодушные жители Донского казачества организовали торжественный приём на въезде в Новочеркасск.
Служба окончена, Платов наслаждался отдыхом от многолетних ратных трудов. В этот период он решил сыграть свадьбу для своего сына Ивана Матвеевича Платова. Кавалер ордена Почётного легиона обручился с внучкой другого известного Донского Атамана Анной Степановной Ефремовой. Свадьбу сыграли в единственном на то время двухэтажном частном доме. Его любезно предоставил казачий генерал С. Курнаков. Сейчас каменный дом является общежитием. Найти его можно на пересечении Атаманской и Александровской улиц Новочеркасска.
Территория перед домом Курнакова, которая позже превратится в Александровский сад, насчитывала более сотни смоляных бочек. Вечером зажгли иллюминацию. Под языки пламени пели, танцевали удалые казаки, празднуя союз Ивана и Анны Платовых. Матвей Иванович радовался праздничной атмосфере. Он поднялся на балкон с большим мешком монет и стал их разбрасывать горстями в толпу гостей. В это же время генерал С. Курнаков разносил вино, требуя полного опустошения стаканов.
После свадьбы Матвей Иванович заболел и пролежал несколько недель в постели. Когда болезнь начала отступать, Платов получил правительственную телеграмму, в которой описывались намерения Александра Первого о посещении Новочеркасска. Победитель в войне с французами требовал соответствующих почестей от Донского войска.
Накануне вторжения в Россию Наполеон пообещал своим солдатам, что в случае победы они пройдут маршем от Триумфальной арки. Она специально построена на площади Этуаль в Париже. Постройка задумывалась, как одна из самых больших, нарядных в мире по размерам и оформлению. В конце концов, через эту арку прошел парад, но в то время она еще не была достроена, и маршировали не наполеоновские войска, а донские казаки, участвовавшие в штурме Парижа.
Триумфально маршируя перед еще недостроенными колоннами арки, шли донские казаки, штурмовавшие Париж. Возможно, в то время их предводителю атаману Платову пришла в голову идея увековечить свою историческую победу возведением триумфальной арки в новой столице Донского края, вопреки плану Наполеона. Как бы то ни было, 1814 год стал отправной точкой для начала строительных работ по возведению арки. В качестве строительных материалов использовались известняк и кирпич. Строительство двух триумфальных ворот, украшающих северо-восточный и юго-западный въезды в город, заняло около трех лет.
Не только туристов, но и жителей Новочеркасска интересует вопрос о том, почему построили сразу две одинаковые арки. Первая версия маловероятна, но имеет свой круг сторонников. Некоторые историки считают, что Платов хотел произвести на императора особые впечатления. Согласно догадкам, Александр Первый должен был дважды проехать под аркой – на въезде и выезде из города.
Вторая версия считается более правдоподобной. Уже на стадии проекта обнаружили проблему: никто не знал, с какой стороны Александр Первый приедет в Новочеркасск. Въезд в город был по старой Ростовской дороге на западе и по Московскому тракту с северо-востока. Строительство таких монументальных сооружений требовало большого количества времени. Чтобы старания обязательно были замечены императором, атаман Платов приказал возводить ворота, дублирующие друг друга, сразу с двух сторон Новочеркасска.
Точно определить автора арок не удалось. Многие факты указывают на талантливого итальянского архитектора из Швейцарии, который в то время много проектировал для Новочеркасска. Луиджи Руска 35 лет посвятил работе в Санкт-Петербурге. Принято считать, что триумфальные ворота вошли в число его последних работ. Архитектор покинул Новочеркасск, а в 1818 году ушёл в отставку и уехал в Италию. У него был брат Иероним Руска, который представил первый проект войскового собора. И. Руска трудился в Новочеркасске в период с 1812 по 1818 года. Прямое отношение к возведению арок также имел войсковой архитектор К. К. Пейкор. Он контролировал работы по строительству триумфальных ворот.
Руска работал над арочными конструкциями задолго до того, как спроектировал Триумфальную арку в Новочеркасске. Например, у него есть работа, напоминающая грот, для могилы своей жены. Этот памятник, сохранившийся на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, поражает массивной аркой и неглубоким рельефным изображением древних ритуальных сосудов.
Проекты Руска предвосхитил многие архитектурные идеи. Впоследствии его постройки стали вдохновением для крупнейшего русского зодчего Е. П. Стасова. Руска в своих работах использовал сдержанные геометрические пропорции и строгую торжественность. Архитектор Е. П. Стасов использовал многие из этих архитектурных приёмов при создании Нарвских ворот в Санкт-Петербурге. Стасов старался сохранить величие и простоту, мужество и лаконичность.
Историк А. А. Карасев в своём очерке косвенно подтвердил причастность ещё одного человека к строительству Триумфальной арки в Новочеркасске. Это был крепостной графа Василий Куликов. Карасев пишет, что именно местный архитектор составлял первые рисунки, которые понравились Платову. Также Куликов советовал графу сделать на лицевых сторонах арок надписи в стихотворной форме. Теперь можно смело предположить, что местным архитектором был крепостной Платова. Он с одобрения атамана вносил дополнения в проект А. Руска. К ним относятся: фразы с фронтальной стороны, резьба и статуи.
Триумфальные арки строились не только, чтобы произвести впечатление на Александра Первого. Сооружение было представлено, как дань памяти о победе русского оружия в Отечественной войне. Западные триумфальные ворота символизируют вклад донских казаков в сражениях с Наполеоном и заграничных походах. Заслуги казачьего войска отмечены грамотой и Георгиевским знаменем.
Александр Первый долго откладывал визит на Дон. Новочеркасск посетил Великий князь Михаил Павлович. Он прибыл в сентябре 1817 года. Князь желал провести осмотр казачьих войск, которые участвовали в разгроме Наполеона, у подножия северо-восточного триумфального монумента. К сожалению, личная встреча Александра Первого и атамана Платова не успела состояться. Император приехал в Новочеркасск, но инициатора строительства триумфальных арок уже не было в живых. Матвей Иванович умер 3 января 1818 года.
Николай Смирный пишет в книге о подвигах М. И. Платова, которая издаётся в 1821 году. Автор отмечает, что Матвей Иванович вёл серьёзную подготовку к приезду своего «монарха-благодетеля». Смирный указывает на то, что работа над двумя огромными триумфальными вратами началась весной 1817 года. Строительство было завершено осенью того же года.
Сохранившиеся открытки того времени дают представление о первоначальном образе триумфальных арок. Пилон прорезан аркой, украшен филенчатым поясом. Памятник опоясан колоннами – по четыре с лицевых сторон и по две с боков. Их массивная конструкция украшена сверху небольшим выступом и шарами из камня.
Советский период плохо отразился на многих архитектурных сооружениях. За вратами перестали следить, их внешний вид оставлял желать лучшего. Отделку из бронзы сняли на переплавку. Лепные элементы беспощадно срубили. Потом и вовсе установили негласный запрет на упоминание предназначения арок.
Письменные источники, которые сохранились до наших дней, содержат сведения о надписях на Триумфальных воротах. Историк Н. С. Коршиков в 2000 году передал старую ксерокопию газеты. Она называлась «Тифлисские ведомости», это был образец 1830 года, выпуск №54. В ней нашли отрывок заметок Д. Е. Зубарева. Он писал о своем путешествии из Москвы на Кавказ. Зубарев проездом познакомился с Новочеркасском в 1828 году и написал в путевых заметках о Триумфальных вратах. Он с восторгом описывал каменные постройки. Зубарев упомянул, что с одной стороны на арке написано «При Атамане Графе Матвее», а с другой – небольшое четверостишье с благодарностями в адрес Александра Первого.
В 1906 году вышел сборник «Донская церковная старина». В нём опубликовали очерк А. Кириллова, который он посвятил столетию Новочеркасска. Автор написал, что строительство триумфальных ворота стоил не дёшево – 36 тысяч 458 рублей 60 копеек. На западном триумфальном монументе, со стороны дороги из Аксайской станицы, архитекторы сделали надпись. Небольшая речь дублировала смысл со второй арки и содержала в себе хвалебные слова об Александре.
К 1906 году часть первоначальных надписей была утрачена, поэтому фразы не одинаковы. Автор четверостишья хорошо известен. В Новочеркасске не было достойных поэтов, поэтому за хвалебные слова, посвященные Александру Первому, отвечал директор училищ Донского войска А. Г. Попов.
Время шло, исторически сооружения подвергались его беспощадному влиянию. В 1914 году Георгий Лукомский написал, что два прекрасных памятника, сооруженные при атамане Платове, можно было лучше уберечь от разрешения. Штукатурка сыпалась, цоколь лишился кусков кладки, венчающие пилоны уже не были такими стойкими и надёжными. Лукомского задело, что свидетели исторического прибытия Александра Первого в Новочеркасск просто разрушаются, и никому до них нет дела.
В истории Триумфальных арок был период, когда от них оставалась только внутренняя опора. Только в 1982 году решили провести долгожданную реставрацию, в этом же году на лицевые фасады поместили мемориальные доски. Атрибуты воинской доблести и стихотворение в честь Александра Первого продолжили восстанавливать в 2000 году. Есть одна особенность – таблички с хвалебными словами об императоре решили поместить с обеих сторон. Это было грубым нарушением первоначального вида Триумфальных ворот.
В последние годы нашли старинные чертежи и фотографии монументальных памятников Новочеркасска. По ним современные архитекторы отреставрировали ворота в полном соответствии оригинальному монументу. Были восстановлены все мельчайшие декорации, и установлена мемориальная табличка.
Арки Новочеркасска долгое время привлекали людей. Многие приезжали издалека, чтобы увидеть городскую достопримечательность. Сейчас в Новочеркасске много интересных мест, но интерес к триумфальным воротам среди туристов до сих пор не угас.
Западная триумфальная арка Новочеркасска – Интересные факты
Триумфальные ворота построены в Российской империи на территории Новочеркасска, чтобы увековечить память о победе над Наполеоном. Есть мнение, что проект Новочеркасских арок стал использоваться, как основа для аналогичных сооружений. Например, наблюдаются сходства с Московской аркой на Кутузовском проспекте, которую возвели в 1834 году в память об Отечественной войне. Нарвские ворота Санкт-Петербурга тоже очень похожи на триумфальную арку Новочеркасска, хотя были построены раньше, в 1812 году.
Исторические события и памятники на Дону славятся необычными вымыслами. В советское время среди населения получила широкое распространение легенда о том, что арки строились к визиту Екатерины Великой и Григория Потёмкина. По слухам, их маршрут до Крыма включал проезд через Новочеркасск. Однако нелепая легенда была опровергнута. Историки считают, что она возникла из-за экспозиции кареты Екатерины в Донском музее.
Авторство монументов – это непростая загадка для историков и учёных. В то время проектировать и строить памятники могли разные люди:
- Луиджи Руска. Придворный архитектор;
- Иерним (Алессандро) Руска. Брат Л. Руска. В то время отвечал за строительство Вознесенского собора;
- Пейкор. Подполковник инженерных войск;
- Бельтрами. Армейский архитектор.
Тщательная работа с архивами помогла не только в восстановлении утраченных декоративных элементов. Последние исследования историков указывают на то, что с высокой вероятностью авторство проекта принадлежит Василию Куликову, занимавшему должность крепостного графа Платова.
Исторически верно триумфальные памятники называть воротами, а не арками. Они построены в честь приезда Александра, значит справедливо называть Триумфальные арки Александровскими воротами. Историческая справедливость восстановилась и для городского парка Новочеркасска. Чтобы не нарушать преемственность поколений, он был переименован обратно в Александровский сад.
Триумфальные ворота являются свидетелями многих исторических событий:
- приезд Александра Второго;
- приезд Александра Третьего;
- приезд Николая Второго;
- революционные потрясения;
- гражданская война;
- строительство Промышленного района;
- фашистская оккупация;
- возрождение Новочеркасска.
Величавые памятники повидали множество пленных и победителей. Под их сводами прошли сотни фотографов, видеооператоров, художников. Когда-то Триумфальные ворота стояли на границах Новочеркасска, но с развитием города отодвинулись в глубину городских кварталов.
В то время Новочеркасск состоял всего из нескольких домов, разбросанных по холмам, и нескольких церковных крестов, но триумфальные арки были отличительной чертой силуэта города. Эти монументальные сооружения с четырьмя фасадами, фланкированными двумя дорическими колоннами, придали архитектуре города первые выразительные черты.
Триумфальные ворота Новочеркасска отличаются особой композиционной строгостью и праздничной торжественностью. Антаблемент (балочное перекрытие, установленное над колоннами) обладает сдержанной красотой, скромными линиями и четкими геометрическими пропорциями. Низкая стена мансарды, расположенная над карнизом ворот, четко разделена на прямоугольные сектора. Гладкие стволы колонн белоснежны. Переднюю часть ворот с каждой стороны арки украшает скульптура Славы – крылатая женщина, возвещающая победу. Над арками установлены изящно выполненные бронзовые саги с изображением боевых доспехов, клинкового оружия и знамен, напоминающие о доблестных подвигах Донского казачьего войска.
Заключение
Триумфальные памятники когда-то стояли у самой околицы города. Новочеркасск со временем изменился до неузнаваемости. Одинокие сторожи Новочеркасского холма оказались в городском центре, далеко от нынешнего края города. Радует, что памятники не были забыты. Нынешние жители ценят следы исторического прошлого, помнят о казачьих подвигах и гордятся ими. Есть легенда, что Новочеркасск будет существовать до тех пор, пока стоят его ангелы-хранители в виде каменных Александровских Триумфальных ворот.
Детали
Адрес | Новочеркасск, проспект Платовский |
---|---|
Как добраться | От автовокзала: №6,8,18,20,35,51,333; От Ж/Д вокзала: №32 |
Микрорайон | Центр города |
Остановка общ.транспорта | Аз.Рынок |
Заметки | Отсутствуют |
Для отправки отзыва вам необходимо авторизоваться.
Отзывы
Отзывов пока нет.